Динамический диапазон камеры

,20 ноября 2014

Многим фотографам знакома неприятная ситуация, которая обычно возникает при съемке человека на фоне заката. В зависимости от замера экспозиции получается темным либо человек, а небо на его фоне – хорошо проработанным, либо небо теряет почти все детали, а человек хорошо виден. На воспроизведение такой контрастной сцены напрямую влияет динамический диапазон камеры.

Прежде чем обозначить основные ошибки, которые совершают начинающие фотографы, не принимая во внимание эту особенность, мы разберемся в значении самого термина. Динамический диапазон камеры – это ее способность к передаче самых светлых и самых темных тонов в одной контрастной сцене. Поскольку система фотокамеры не настолько совершенна, как человеческий глаз, она способна воспроизвести в хороших деталях только светлые или только темные области контрастного изображения.

Продемонстрировать это несовершенство можно на примере фотографии, снятой на закате. Такой увидела ее камера: в погоне за охватом и светов, и теней, она не только сильно затемнила нижнюю часть фотографии, но и недостаточно проработала закатное небо. При этом проблему не удалось бы решить за счет замера экспозиции по теням – детали неба пропали бы вовсе.

Чтобы примерно повторить закатную сцену, динамический диапазон можно расширить при обработке:

Таким образом, чтобы компенсировать недостатки камеры мы либо пользуемся графическими редакторами, как Adobe Photoshop, либо используем дополнительное освещение, чтобы «подсветить» тени и уместить слишком контрастную сцену в узкий динамический диапазон камеры.

С этой точки зрения наиболее качественное изображение можно получить при помощи зеркальной фотокамеры: на динамический диапазон напрямую влияет размер матрицы, поэтому цифровые мыльницы, которые характеризуются очень маленькой матрицей, малопригодны для съемки контрастных сюжетов – например, при ярком солнце.

Несколько общих советов, учитывающих узкий динамический диапазон камеры при съемке:

  • Если яркость сцены очень велика, темную часть сюжета подсвечивают вспышкой или другим источником света (например, при съемке на фоне заката нужно обязательно подсветить вспышкой человека). Если нет возможности подсветить тени значимого объекта, нужно выставлять экспозицию по теням, чтобы не потерять детали. И наоборот, если важна светлая часть изображения – нужно выставлять экспозицию по светам.
  • Утром и вечером солнечный свет гораздо «мягче», чем ярким днем, поэтому это оптимальное время для съемки – оно максимально подходит динамическому диапазону камеры.
  • Для портретов, снятых на ярком солнце, нужно применять дополнительные источники света, либо фотографировать в тени.
  • Чтобы избежать шумов в тенях, рекомендуется фотографировать при самом низком значении светочувствительности (ISO).
Поделиться: