Фотографируем при низкой освещенности

,20 октября 2014

Мало-помалу цифровые камеры по качеству получаемого изображения приближаются к пленочным. Но в том, что касается съемок в условиях низкой освещенности, они до сих пор сильно уступают (и, по-видимому, еще долго будут уступать) традиционным фотоаппаратам.

Для фотографа, работающего с пленочным аппаратом (особенно с зеркальным), недостаток света — вовсе не помеха для того, чтобы сделать хороший снимок. Они могут выбрать сверхчувствительную пленку или светосильный объектив.

В нашем случае все не так. Если речь идет о съемке в ярких июньских лучах или даже при тусклом декабрьском солнышке — тут мы, владельцы цифровых камер, «на коне»: ведь ни от нас, ни от автоматики камеры не требуется ничего особенного. Но как только солнце скрывается с горизонта, начинаются проблемы.

Если светочувствительность матрицы вашей камеры невелика, то для получения нужной «порции» света, то есть экспозиции, нужна длительная выдержка. Но что означает необходимость длительной выдержки?

Означает она то, что даже в точности исполнив все инструкции, кадр вы с большой вероятностью получите плохой.

Во-первых, выдержка длительностью свыше 1/80 секунды означает, что малейшее шевеление камеры немедленно приведет к смазыванию картинки. Такие снимки трудно исправить даже с помощью самых совершенных программ редактирования изображений.

Во-вторых, с увеличением продолжительности выдержки растет количество шумов в кадре. Шумов накапливается тем больше, чем длительней величина экспонирования!

Владелец камеры, позволяющей управлять вручную диафрагмой и выдержкой, спросит: отчего бы не увеличить количество падающего на матрицу света не путем увеличения выдержки, а открыв диафрагму до максимума? Отчего мы говорим только о длительной выдержке? Дело в том, что чем меньше диафрагма, тем на снимок лучше передаются детали переднего и заднего планов — или, иначе говоря, малые значения диафрагмы увеличивают глубину резкости.

Представьте себе снимок, сделанный при недостатке света, да еще и с малой глубиной резкости. Получилось? Вот-вот. А впрочем, попробуйте сами.

Выдержку можно, правда, сократить, покрутив настройки и увеличив чувствительность матрицы. Но в этом случае полученное изображение будет переполнено шумами до такой степени, что в иных случаях даже нельзя будет сказать — а что, собственно, изображено на фотографии.

Справиться с ситуацией вам отчасти поможет очень простое устройство — штатив. Он убережет камеру от сотрясений, и качество снимков, сделанных при недостатке света, может существенно улучшиться.

Что касается шумов, то можно попробовать понизить светочувствительность матрицы, если это позволяет устройство камеры.

Даже при хорошем освещении максимальной глубины резкости позволяет добиться лишь длительная выдержка. Вот отчего штатив важен даже при съемке архитектурных объектов или пейзажей.

Поделиться: