Глубина резкости

,7 октября 2014

Глубина резкости — диапазон расстояний, в котором объекты съемки остаются резкими, или, иными словами, размер четко изображаемого пространства снимка, — была несколько раз упомянута в этой книге вскользь.

Настало время поговорить о ней всерьез.

Не все объекты в выбранном вами кадре находятся на одинаковом расстоянии от камеры. Чаще всего ваш сюжет будет иметь несколько планов. На резкость камера наводится (фокусируется) лишь по одному из объектов.

Поэтому важно, насколько резко на снимке получится все то, что находится дальше или ближе фотографируемого вами объекта. Если предметы, расположенные на расстоянии от трех до семи метров от объектива, находятся в фокусе, то говорят, что глубина резкости равняется четырем метрам.

От чего зависит глубина резко изображаемого пространства?

  • Чем ближе камера находится к объекту, тем глубина резкости меньше. И если на цветок перед вами уселась красивая бабочка, то, наклонившись, чтобы заснять ее, вы получите превосходное изображение этой бабочки — но вот луг и даже ближайший к вам цветок или куст могут стать частью размытого фона. Если же вы попробуете снять тот же вид с расстояния 2-4 м, то шансы на получение хорошего, резкого изображения значительно повысятся.
  • Чем меньше фокусное расстояние объектива, тем больше размеры резко изображаемого пространства. Короткофокусные (широкоугольные) объективы имеют гораздо большую глубину резкости по сравнению со всеми остальными. Современные цифровые камеры обладают, как правило, малым фокусным расстоянием и позволяют получить резкий снимок в гораздо большем интервале глубины резкости в сравнении с пленочными камерами. Это неоценимое преимущество для макросъемки и пейзажной съемки, для съемки мгновений реальной жизни. А вот с портретами ситуация прямо противоположная: на снимках с большой глубиной резкости излишне четко проработан фон, а это отвлекает внимание от лица и человека.
  • Глубина резкости тем больше, чем меньше значение диафрагмы. Закрывая диафрагму, фотограф увеличивает глубину резкости. Сравните две фотографии, приведенные на рис. 4.7. Снимок слева сделан с диафрагмой f/10, 7, а тот, что справа, — со значением диафрагмы f / 3, 9. На правом снимке объект съемки четко выделяется на нерезком и размытом фоне. На снимке слева объект съемки изображен с той же степенью резкости, что и на правом, но фон при этом гораздо более четок и проработан. Фотографы часто намеренно уменьшают глубину резкости и размывают фон для того, чтобы выделить главный объект снимка. Но при фотографировании пейзажа или интерьера цель фотографа иная — добиться максимальной глубины резкости.

Рис. 4.7. Влияние значения диафрагмы на глубину резкости: фотография слева сделана с диафрагмой f/10,7, а снимок справа — с диафрагмой f/3,9

  • Снимая с расстояния 5-10 м короткофокусным объективом и прикрыв диафрагму (до разумных пределов), можно добиться максимальной глубины резкости изображения.
Поделиться: