«Горячие точки» и «силовые линии»

,23 октября 2014

За основу решения возьмем «правило третей» — упрощенный вариант правила «золотого сечения». Чтобы получить золотое сечение отрезка, разбивают его на две части таким образом, что соотношение его меньшей части к большей равно соотношению большей части ко всему отрезку.

Золотое сечение веками используют в живописи и архитектуре для достижения гармонии художественного объекта.

Но у фотографов, как правило, нет времени и возможности вести точные подсчеты и уж тем более они не могут располагать фотографируемые объекты в точном соответствии с правилом золотого сечения. Поэтому правило золотого сечения упростили до «правила третей». Взгляните на рис. 6.1, на котором кадр схематически делится на три равных части по горизонтали и по вертикали.

Рис. 6.1. «Правило третей» помогает правильно расположить в кадре объект съемки

Это схема классической композиции. Точки пересечения линий — это зрительные центры, так называемые «горячие точки». Если разместить объект снимка вблизи одной из таких точек, это сделает кадр более динамичным. Если же разместить объект строго в центре снимка, то фотография покажется статичной и даже застывшей.

Этому правилу инстинктивно подчиняются даже те, кто в жизни о нем не слышал, потому что незнание вовсе не влияет на понимание законов прекрасного. Автор этой книги уверен, что если читателю случалось фотографировать, он автоматически старался применить к построению кадра «правило третей», даже не зная о его существовании.

Возьмите фотографию, воспроизведенную на рис. 6.2. Ее верхние «горячие точки» указывают на тяжеловесный барочный дворец, а нижние — на детей, играющих в струях фонтанов. Взгляд при этом отмечает контраст холодного жесткого камня и линий детских фигурок, играющих в струях воды.

Заметим, что во многих случаях размещение объекта в центре снимка оправдано. Фотограф сознательно помещает объект на пересечение «мертвых линий» или на одну из них, если хочет подчеркнуть его статичность, неподвижность. Так лодка на неподвижной глади воды, помещенная в центр кадра, создает впечатление штиля, остановившегося времени. Но в общем случае избегайте деления кадра на симметричные части.

Согласно «правилу третей», при съемке пейзажа небо должно занимать две трети либо одну треть кадра. Горизонт никогда не должен располагаться близко к центру снимка. Помните: почти любое проявление симметрии изображения наводит на зрителя скуку. Так действует «правило третей»: объекты съемки не стоит располагать вблизи «мертвых линий» кадра. Но это вовсе не значит, что посередине снимка следует оставлять пустое пространство. Если вы хотите создать впечатление полного отсутствия движения, сонной неподвижности, то, ловя в видоискатель объект съемки — да хотя бы спящего кота, — постарайтесь расположить его на горизонтали, проходящей по центру кадра (рис. 6.3).

Рис. 6.2. Взгляд зрителя невольно сопоставляет объекты, находящиеся в «горячих точках» изображения

Рис. 6.3. Объект в центре кадра создает впечатление покоя и статичности

Для усиления динамики кадра необходимо заставить взгляд наблюдателя двигаться по изображению. Если взгляд движется из левого верхнего угла в правый нижний, то создается впечатление, что объект движется по направлению к наблюдателю (или вниз, словно съезжая с горки) — как на рис. 6.4.

Рис. 6.4. Линия из левого верхнего в правый нижний угол создает впечатление движения по направлению к зрителю

Если же линии на снимке имеют противоположное направление и ведут взгляд из левого нижнего угла в правый верхний, то объект как бы удаляется от зрителя (или создает впечатление движения в гору), усиливая перспективу и создавая иллюзию пространства (рис. 6.5). Компоновать снимок всегда лучше в направлении слева направо: такая фотография воспринимается лучше, подобно тому, как мы привыкли читать слева направо.

Если фотографируемый объект или ландшафт имеет подобные «силовые линии», вроде тех, что приведены для примера на рисунках 6.4 и 6.5, и если вы их увидели, то считайте, что полдела сделано. Поискав наилучший ракурс, вы увидите, что эти линии помогают лучше передать профиль и характер местности, а также настроение.

Очень эффектный прием — выявить в композиции формы вроде буквы S (как на рис. 6.6) или треугольника, заставляющих взгляд зрителя буквально метаться по плоскости изображения.

Рис. 6.5. Линия, ведущая из левого нижнего в правый верхний угол, создает иллюзию объекта, удаляющегося от зрителя

Рис. 6.6. S-образная линия ведет за собой взгляд зрителя

В направлении движения объекта или в направлении взгляда портрета всегда должно оставаться достаточно свободного места, особенно если движение или взгляд выходит за рамки снимка.

Поделиться: