Квадратный формат кадра — выбор для гениев?

,7 ноября 2014

Выбор формата кадра – один из самых спорных вопросов. Одной из причин споров часто является субъективное мнение ряда фотографов о том, что квадратный формат лучше прямоугольного. Так это или нет?

Фото: Борис Савельев

Продуктом абсолютного большинства современных фотокамер является прямоугольный формат, который имеет два возможных варианта – горизонтальный и вертикальный. Именно поэтому такой формат для нас является более привычным, впрочем, как и потому, что большинство произведений искусства в разделе живописи также имеют формат прямоугольный. Тем не менее, квадратный кадр избавляет фотографа от необходимости делать выбор между горизонтальной и вертикальной ориентацией, и в этом смысле использовать его проще.

Квадратный кадр – результат, который можно получить, используя среднеформатные фотоаппараты. Именно особенностями фотокамеры в большинстве случаев объясняется выбор квадрата при кадрировании снимка. К числу камер среднего формата относятся как дорогие «Hasselblad», так и советские фотоаппараты «Школьник» и «Любитель». Вот, например, продукт фирмы Hasselblad:

Квадратный формат при компоновке кадра, особенно для фотографа, который прежде снимал в формате 2х3 (формат большинства зеркальных фотокамер), требует определенной сноровки. Вполне возможно, что в первое время над такими кадрами придется больше думать – и вся сложность будет состоять именно в формировании композиции (излюбленное правило третей вам здесь не поможет). Каких-то рекомендаций по поводу того, в каких случаях этот формат нужно использовать, не существует и не может быть, поскольку только от композиции все и зависит. Тем не менее, в фотоиндустрии квадратный формат чаще всего применяют при съемке пейзажей, портретов (в особенности, студийных портретов), а также для коммерческих задач. Неизбежны и случаи, когда фотографу захочется превратить снятый квадрат в прямоугольник, чтобы улучшить композицию.

В заключение статьи хочется отметить, что сам квадратный формат не должен быть какой-то творческой целью, как и любой другой (2х3,3х4 и т.д.). Кадрировать снимки как во время съемки, так и во время постобработки нужно только для того, чтобы усовершенствовать их композицию, а не загнать себя в рамки числовых пропорций.

Чтобы не быть голословной, приведу в качестве примера фотоработы нескольких авторов, которые снимают квадратом. Чтобы посмотреть их в полном размере, кликните по фотографии.

Это Олег Виденин, настоящий мастер жанрового портрета:

Александр Кустов, член Союза фотохудожников России:

Поделиться: