Нехитрые приемы

,20 октября 2014

В цифровой ли, в пленочной ли фотосъемке самый главный фактор — это свет. Постепенно, с практикой, вы станете видеть, как ложится свет на объект и что за эффект получится на снимке в том или ином случае. Только опыт даст вам понимание того, что выглядит на фотографии хорошо, а что плохо.

Любая камера снимает лучше всего при свете дня, на открытом пространстве. При этих условиях и «мыльница», и супердорогая камера выдают одинаково хороший результат. Но цифровая фототехника имеет некоторые особенности, с которыми вы познакомитесь на практике. Начинающему фотографу лучше выбросить из головы расчеты экспозиции и заботиться лишь о том, как увидеть, почувствовать и построить композицию кадра и свет.

Какие же особенности процесса съемки цифровой камерой? Запомните: чувствительность матрицы меньше, чем светочувствительность обычной пленки, поэтому цифровой камере требуется больше времени на фокусировку. К тому же цифровая камера имеет задержку между нажатием на кнопку спуска затвора и срабатыванием камеры. Это важный фактор при съемке.

В этой книге не раз говорилось о том, что двух одинаковых камер не бывает. Постепенно вы изучите «характер» своего устройства, его особенности и капризы, но владельцам недорогих цифровиков на первых порах следует знать две вещи. Первое: изображение по краям кадра часто бывает размытым (не в фокусе). Это означает, что объект съемки лучше располагать ближе к середине кадра. И второе: цифровая камера очень требовательна к освещенности объекта.

При недостатке освещения очень трудно получить хороший кадр, даже пользуясь вспышкой.

Помните, что цифровая камера выставляет экспозицию по фону, и, компонуя кадр, избегайте перепадов резкости.

При съемке темного объекта на светлом фоне камера устанавливает выдержку исключительно по фону либо по среднему значению всех пикселов матрицы, а это приводит к тому, что объект съемки получается слишком темным. Правда, при съемке против света порой получаются интересные эффекты, так как предметы приобретают четкие контуры, а снимок становится графичным. Но в общем случае избегайте съемки против света, а также резких перепадов освещенности в различных областях кадра. Камера глупа и весь ваш замысел стремится свести к усредненному результату. Думать — это ваше дело, а не ее.

Если камера позволяет регулировать светочувствительность матрицы так, чтобы она фиксировала больше информации при низком уровне освещенности, используйте это свойство при ночной съемке.

Этот параметр требует особой аккуратности в обращении, так как при усилении светочувствительности возрастает цифровой шум и искажаются цвета.

Чем объект съемки меньше, тем легче «играть» светом. Сделать красивый снимок цветка можно, подсветив его листом цветной бумаги и обрызгав водой. А вот ландшафтные фотографы вынуждены целыми днями дожидаться нужного освещения, чтобы сделать снимок, близкий их собственному идеалу.

ВНИМАНИЕ

Не пытайтесь снимать крупные планы портретов: малое фокусное расстояние неузнаваемо искажает черты лица.

  • Помните: цифровые камеры по сравнению с пленочными имеют очень низкую светочувствительность, а встроенная вспышка освещает пространство лишь на 1,5 или 2 м. При недостатке освещения лучше воспользоваться штативом: при длительной экспозиции (секунда или две) ваша рука может дрогнуть — и считайте, что кадр пропал.
  • Чем больше увеличение (оптический зум), тем меньше глубина резкости. С этим ничего не поделаешь.
  • Не жалейте ресурсов карты памяти. Лучше сделать несколько кадров с одним и тем же объектом, из которых затем можно выбрать самый совершенный. При съемке портрета следует сделать как минимум десять кадров из разных ракурсов и с разным освещением.
  • Не экономьте на электропитании. Применяйте только самые лучшие аккумуляторы. Даже самая примитивная камера стоит гораздо дороже, чем качественный, исправный элемент питания.
  • Постепенно вы выясните, что ваша камера умеет, а что — нет. Вы узнаете ее характер и особенности. Двух одинаковых камер в природе не бывает, как не может быть деталей с тождественным молекулярным строением.
  • Любой фотограф стремится получить близкое к совершенству изображение, не требующее дальнейшей обработки в графическом редакторе. На практике такое случается очень редко. Но случается. Но редко.
  • Не торопитесь стирать слишком темный или слишком светлый снимок: очень может быть, что его можно исправить при помощи графического редактора или даже программы-просмотрщика. Для этого, открыв снимок в используемой вами программе просмотра, попробуйте увеличить параметр Гамма (Gamma).
  • Здесь самое время напомнить, что при обработке изображения в графическом редакторе ваша задача, как правило, состоит в том, чтобы улучшить снимок, а не переделать его полностью.
  • Читайте книги по основам фотографии. За сто пятьдесят лет ее принципы ничуть не изменились.
Поделиться: