Перспектива

,24 октября 2014

Даже самый интересный объект порой приобретает на фотографии плоский, неживой вид. А может, стоило отказаться от фронтального плана и выбрать иной ракурс? Оживить снимок иногда можно, добавив элементы перспективы и выявив линии, сходящиеся в одной точке (пусть даже эта точка лежит за пределами снимка). Уходящая вдаль дорога, ряды зданий, сужающаяся к горизонту полоска леса придадут снимку глубину. Пример «оживления» снимка перспективой приведен на рис. 6.7. Фонарь на переднем плане и ритмично ведущие вглубь дуги шпалер придают плоской фотографии третье измерение и делают ее объемной.

Рис. 6.7. Элементы перспективы и расположение объектов на разных планах придают изображению объем

«Силовые линии» снимка могут образовывать и разнородные объекты, объединенные некой визуальной линией. Примером такого решения может быть взгляд человека, следящего за самолетом в небе, который протягивает такую линию к еле заметной точке у края снимка. Или, скажем, собака, бегущая за брошенной хозяином палкой, — рука человека еще не опустилась, а пес уже бросился к чему-то за краем кадра. В идеале «конечная точка» этой воображаемой линии не должна выходить за пределы кадра, но в творчестве нет и не может быть точных и четких правил.

Но добавление элементов перспективы — не единственный способ «оживить» изображение. У снимка есть передний, средний и задний планы. Если объекты съемки располагаются по крайней мере на двух планах фотографии, то она приобретет объем.

Фотография будет интересней, если заключить кадр «в рамку» из элементов переднего плана. Скажем, снимок реки может быть сделан так, что его водное пространство будет заключено в рамку из листвы растущих на берегу деревьев. А можно поступить наоборот — так, чтобы объект съемки обрамлял пустое пространство (рис. 6.8). Такой прием фотографы называют «приемом кулисы».

Рис. 6.8. Прием «кулисы»

При этом следует, однако, следить, на чем фокусируется камера и по чему она замеряет экспозицию. Если автоматика камеры «принимает во внимание» только объекты первого плана, то средний и задний планы могут оказаться не в фокусе.

Поделиться: