Применение вспышки

,15 октября 2014

Всегда лучше, если объект освещен солнцем. При этом оно в идеальном случае должно светить в затылок фотографу или находиться чуть сбоку. Но порой этому правилу следовать нелегко, а то и просто невозможно. Не прикажешь ведь архитектурной жемчужине или, скажем, слону в зоопарке: «Повернись к солнцу передом!»

Пляжный снимок, сделанный в жаркий солнечный день против солнца, может выглядеть как ночная съемка, а созданный морем рельеф из белого песка — словно лунная дорожка на воде. А может, вы уже попробовали сфотографировать своих знакомых, стоя против солнца, и, получив снимки людей с абсолютно черными лицами, забеспокоились об исправности камеры?

Между тем камера абсолютно исправна. Дело тут вот в чем. Цифровая камера автоматически оценивает освещенность и выбирает время засветки светочувствительной матрицы, то есть выдержку.

Так как объекты в кадре освещены неравномерно, автоматика камеры выбирает выдержку, ориентируясь на самую светлую зону — так, чтобы средняя освещенность была достаточной. В нашем случае самая светлая зона кадра — это яркое небо. Таким образом, снимая против солнца, вы «обманываете» камеру: сориентировавшись по наиболее светлому объекту, она прекращает засветку матрицы, лишь только небо наберет полную яркость. Но объект съемки гораздо темнее неба!

Что же делать?

Если у камеры есть ручное управление, следует открыть диафрагму или увеличить выдержку. Опытный фотограф еще и измерит освещенность в тени, задав это значение для всего изображения. Но все это относится к сравнительно дорогим камерам, где есть возможность включать ручные режимы. Но для владельца простой цифровой «мыльницы» положение вовсе не безвыходное. Прежде всего попробуем включить вспышку.

Да, вспышку! Многие, фотографируя при солнечном свете, отключают это устройство, и совершенно напрасно. На расстоянии 3-4 м от камеры вспышка даже при ярком солнечном свете сделает затененные области гораздо светлей. Подсветив передний план, она смягчит или уничтожит резкие тени, искажающие лица и объекты, заставит их выглядеть естественней. (Вспышка сильно расходует аккумуляторы — но запасные у вас, разумеется, всегда при себе.)

Вспышка — замечательный инструмент, в особенности если его правильно использовать. Освещаемый вспышкой объект не должен быть расположен слишком близко к камере, иначе свет окажется слишком ярким. Если же объект съемки находится дальше 5 м от объектива, то эффект вспышки сильно ослабляется расстоянием.

Вспышка автоматически срабатывает в помещении при низкой освещенности, а на улице она, в идеале, должна создавать мягкий, заполняющий свет и делать затененные области более светлыми. На практике, однако, освещенные вспышкой объекты зачастую слегка выступают на передний план или выглядят плоскими. Чтобы избежать этого, фотографы направляют свет вспышки не непосредственно на объект, а чуть в сторону или вверх. При этом создается рассеянный свет, но суммарный эффект освещенности, разумеется, падает.

Автоматика современных цифровых камер рассчитывает практически все параметры — дистанцию до объекта съемки, освещенность, значения диафрагмы и выдержки и светочувствительность матрицы. Рассчитав все эти значения, вспышка подбирает их оптимальное сочетание.

Поделиться: