Свет в фотографии. Много света не бывает

,10 октября 2014

Все замечательные фотографии известных мастеров — результат большого труда. В традиционной фотографии один или два действительно хороших снимка на целую пленку считаются нормальным результатом. По сравнению с теми, кто начинал фотографировать всего несколько лет назад, вы находитесь в гораздо более выгодной ситуации, так как можете бесконечно практиковаться, совершенствуя свои умения, не потратив при этом ни копейки. Не все получается с первого раза, но это как раз не беда: ведь вам не приходятся тратиться на пленку и отпечатки, а неудачный снимок можно просто стереть, предварительно припомнив то, как он был сделан, чтобы найти, в чем погрешность, и подумать, как ее избежать в следующий раз.

Избежать наиболее распространенных ошибок вам помогут несколько несложных советов — своего рода азбука фотографа. И первая буква в этой азбуке такова: «Для фотографа много света не бывает».

Хорошие снимки легче получить при естественном освещении и на открытом пространстве. Но даже при естественном освещении один и тот же объект может выглядеть по-разному. Мягкий, рассеянный свет рассвета к полудню сменяется почти отвесными, резкими лучами, дающими такие же резкие тени, и снова смягчается к закату. Цвета на вашем снимке тоже зависят от освещенности и, стало быть, от времени суток, от погоды и даже от температуры воздуха. Один и тот же предмет в свете, отраженном свежевыпавшим снегом, и в лучах, отразившихся от поверхности воды, выглядит по-разному.

И в помещении, и на открытом воздухе объект съемки освещен множеством самых разных источников света, естественных и искусственных, прямыми и отраженными лучами. Если, наводя видоискатель, стараться учесть все эти факторы, то фотограф-любитель может уподобиться сороконожке, запутавшейся в собственных ногах. Немного попрактиковавшись, вы рано или поздно сами придете к некоторым выводам и составите свод собственных правил съемки. Те же самые выводы делали до вас множество фотографов, и все, что будет сказано ниже, основано на опыте многих поколений тружеников объектива и треноги.

Снимая при солнечном свете, лучше располагаться так, чтобы солнце находилось позади фотографа так, чтобы его лучи освещали передний план объекта. Если солнце (или иной источник света) находятся позади объекта, он оказывается в тени.

Но с фронтальным светом следует соблюдать осторожность: объект, освещенный прямыми лучами спереди, кажется плоским. Зато такое освещение лучше всего подходит, чтобы подчеркнуть насыщенность цветов и создать общий приподнятый настрой.

ВНИМАНИЕ

Не стоит даже пытаться наводить камеру на солнце: это может серьезно повредить матрицу.

Конечно, неплохо иметь в своем распоряжении студийные фотоосветители, источающие идеально белый свет. И ни один начинающий фотограф не откажется от скромного набора студийных прожекторов и «юпитеров», а также отражающих экранов и белых зонтов. Но, пока вы не обзавелись этими чудесами, придется научиться обходиться без них, как обходятся 99,9 % владельцев цифровых камер.

Разумеется, бытовые светильники — настольные лампы, торшеры, люстры и бра — не предназначены для фотосъемки. Их мощность невелика, но для подсветки и в качестве источника заполняющего света они годятся. Профессионалы знают, что спектр ламп накаливания смещен в сторону красного цвета, и устанавливают баланс белого вручную. Но, прежде чем копаться в настройках камеры, попробуйте сделать два или три кадра и просмотреть их на мониторе компьютера. Возможно, снимок получится неплохим и без дополнительных усилий.

Применение большого числа источников света приводит к неправильным (двойным или тройным) теням и искажает объект съемки.

Кроме того, от множества небольших, но ярких источников света в кадре порой появляются «лучи». Это отражение света от элементов, находящихся перед матрицей. Поэтому не стоит допускать попадания в кадр фонарей, ламп и даже их бликов. Правда, иногда именно эти «лучики» могут создать интересные эффекты. Заметим, что тени хорошему снимку вовсе не вредят. Напротив, они хорошо подчеркивают объем объектов, особенно, если снимать утром или вечером. А боковое освещение сообщает снимку несколько напряженное настроение, но хорошо выявляет структуру и детали снимаемого объекта.

Поэкспериментируйте с источниками освещения и отражающими экранами. Попробуйте источники окрашенного цвета и цветные экраны — с их помощью можно получить порой фантастическую игру цветов.

Конечно, если вы всерьез заинтересуетесь студийной фотографией, то в конце концов приобретете один или два небольших фона, зонт и автономную вспышку. Правильно ставить свет можно с помощью простых отражателей и рассеивателей — белых экранов из ткани или бумаги.

Источник основного освещения должен быть самым ярким и располагаться перед объектом съемки или чуть сбоку. Если позади объекта, прямо напротив источника света разместить белый экран — в качестве экрана я использовала лист белой бумаги, — то тени станут менее резкими. Если требуется еще больше смягчить тени, то вместо листа бумаги или экрана нужно включить так называемый заполняющий источник света, расположив его там же, где в нашем примере до этого находился лист бумаги. Заполняющий источник должен быть немного тусклей, чем основной.

Поделиться: